Рейтинг@Mail.ru
home

29.12.2022

Опытных государственных поставщиков лишили привилегий

29.12.2022. АПИ — Государственные и муниципальные заказчики не вправе при выборе партнера оценивать его опыт исполнения предыдущих госзаказов. Такую позицию представил Верховный суд России.

Согласно действующему федеральному закону, главным критерием оценки участников закупки является предлагаемая цена. Вместе с тем государственные органы и иные заказчики вправе оценивать квалификацию потенциальных поставщиков, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, деловой репутации, специалистов, а также связанного с предметом контракта опыта работы.

Конкурс на изготовление протезов для инвалидов объявило Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ФСС). Для подтверждения опыта соискатель выгодного подряда (почти 1,9 млн рублей за каждый протез) должен был представить копии исключительно государственных контрактов, исполненных в течение последних трех лет. Рассмотрев жалобу не согласившегося с такими условиями ООО «Интра», Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала критерии избыточными и необъективными, наделяющими имеющие опыт поставки товаров для государственных нужд компании необоснованными преимуществами. Заказчику было выдано предписание об устранении выявленного нарушения.

В самом ФСС спорные условия конкурсной документации объясняли особенностью закупки социально значимых работ по изготовлению протезов. Согласившийся с такими доводами Арбитражный суд Пермского края не усмотрел нарушений законодательства и ущемления конкуренции. Эти выводы поддержали апелляционная и кассационная инстанции.

В свою очередь, Верховный суд России напомнил, что одним из основных принципов контрактной системы является обеспечение конкуренции – создание равных условий, предоставляющих любому заинтересованному лицу возможность стать поставщиком. «Установление в качестве квалификационного критерия наличие у участника конкурса опыта в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, а также создает неравные условия», – констатировали служители Фемиды, подтверждая законность и обоснованность выданного ФАС предписания.

Эти выводы высшая инстанция включила в обзор практики, де-факто обязательный для всех российских судов.

Справка

По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в уходящем году заключено более 3 млн государственных и муниципальных контактов на 10,6 трлн рублей, 63,2 процента – путем проведения электронных аукционов.