Рейтинг@Mail.ru
home

19.01.2023

Права на медвежонка Умку вернули «Союзмультфильму»

19.01.2023. АПИ — Принадлежащие производителю детских товаров бренды «Умка» аннулировали. Законность такого решения подтвердил Суд по интеллектуальным правам.

Словесное обозначение «Умка» было зарегистрировано в 1999 году, графические знаки с использованием стилизованного белого медвежонка – в 2013 и 2015 годах. Товары под этой маркой (косметику, средства гигиены и ухода за полостью рта, бытовую химию и аксессуары для кормления) выпускало нижегородское ООО «Белая Мануфактура». «Произведения о трогательных медвежатах транслируют всему миру непреходящие человеческие ценности, вызывают искренний эмоциональный отклик у детей, а у взрослых – ассоциации с детством, добротой, заботой, честностью, искренностью и доверием», – объяснял производитель философию бренда.

Права на эти знаки оспаривала киностудия «Союзмультфильм». Она обратила внимание на заимствование названия и персонажа выпущенного еще в 1969 году мультфильма «Умка» и его продолжения («Умка ищет друга» и «Умка на елке»). Рассмотрев жалобу киностудии, Роспатент пришел к выводу, что в спорных обозначениях использовано имя и визуальный образ персонажа медвежонка Умки. При этом незначительные отличия изображения «не приводят к восприятию его потребителями в качестве иного героя». На этом основании регистрация товарных знаков была аннулирована.

Оспаривая это решение патентного ведомства, ООО «Белая Мануфактура» утверждало, что названия мультфильмов и персонаж не представляют собой результат творческого труда, а, следовательно, не являются и самостоятельными объектами авторских прав. Кроме того, слово «Умка» и образ медвежонка не являются уникальными и новыми. «Действия «Союзмультфильма» причиняют убытки и наносят ущерб деловой репутации», – заявила нижегородская компания.

Служители Фемиды констатировали, что мультфильмы «Умка» и «Умка ищет друга» входят в золотую коллекцию «Союзмультфильма», являвшегося крупнейшей мультипликационной студией СССР. Сильный элемент спорных товарных знаков тождественен слову «Умка», являющемуся названием широко известного мультфильма. В изобразительном элементе также использованы признаки, которые делают персонаж – медвежонка Умка, оригинальным, узнаваемым и отличительным от других героев. «В материалы дела не представлено доказательств, что потребители, заинтересованные в приобретении и использовании товаров, связывают обозначение «УМКА» именно с заявителем [ООО «Белая Мануфактура»], а не с известными названиями аудиовизуальных произведений «Умка» и «Умка ищет друга», а также с персонажем этих произведений – «медвежонком Умкой», – заключил Суд по интеллектуальным правам, подтверждая законность принятого Роспатентом решения об аннулировании прав на спорные марки.

В ООО «Белая Мануфактура» АПИ заявили, что не планируют прекращать выпуск продукции под спорным товарным знаком. «Решением суда права на все составляющие этого бренда не затрагиваются. В настоящее время антимонопольным органом рассматриваются представленные факты недобросовестной конкуренции», – пояснили в пресс-службе компании.

Отметим, что многие производители детских товаров и иные компании активно пытаются использовать в качестве брендов названия и персонажей популярных советских мультфильмов. Например, латышский телеканал (компания Sia Nerdecom Media) пытался зарегистрировать товарный знак «телеканал Пингвин ЛоЛо». Но суд усмотрел заимствование образа и имени героя снятого в 1986-1987 годах трехсерийного мультфильма «Приключения пингвиненка ЛоЛо» (АПИ подробно писало об этом споре – Японского пингвиненка ЛоЛо объявили российским).