Рейтинг@Mail.ru
home

06.03.2023

Иноземная защита

С выходом России из Совета Европы у граждан осталось меньше шансов отстаивать свои права в международных судах. Хотя наша страна остается в юрисдикции специальных комитетов ООН и других, в том числе квазисудебных органов. Отечественные служители Фемиды пока признают их авторитет и необходимость исполнения.

06.03.2023. АПИ — С началом так называемой военной спецоперации Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приостановила членство России. В ответ на это наша страна заявила о выходе из объединения (АПИ писало об этом – Страсбургский развод), а также о прекращении исполнения вынесенных после 16 марта решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Попытка не пытка

Еще за два десятилетия до ратификации нашей страной Европейской конвенции Советский Союз признал Международный пакт о гражданских и политических правах. Он предусматривает специальный механизм надзора за соблюдением странами-участниками взятых на себя обязательств, в том числе компетенцию уполномоченного комитета ООН получать и рассматривать сообщения граждан, считающих себя жертвами нарушения положений пакта.

Одно из последних решений против нашей страны было принято по жалобе Анвара Салихова. Он утверждал, что был избит сотрудниками милиции в целях получения признательных показаний в совершении убийства. Многочисленные обращения в правоохранительные органы, прокуратуру и в суд были отклонены. Комитет ООН пришел к выводу, что бремя доказывания фактов не может возлагаться исключительно на автора жалобы, а в рассмотренном случае государство не обеспечило эффективное расследование. Более того, игнорируя утверждения Анвара Салихова о получении признательных показаний под пытками, рассматривающий уголовное дело суд принял их как подтверждение виновности. В итоге права заявителя признали нарушенными, обязав российские власти провести новое расследование. Вот только уже отбывший одиннадцатилетний срок в колонии строгого режима осужденный ждал этого решения полтора десятилетия.

В 1987 году Советский Союз присоединился к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Но с оговоркой, исключающей международный контроль. В 1991 году эта оговорка была аннулирована, и до настоящего времени Россия обязана исполнять все условия Конвенции. В том числе решения комитета ООН, уполномоченного рассматривать в том числе индивидуальные жалобы граждан.

Такую жалобу подал, в частности, осужденный за многочисленные убийства Юрий Романенко. Он указывал на избиение милицией, нечеловеческие условия содержания в исправительной колонии особого режима «Черный беркут» (в том числе отсутствие надлежащей стоматологической помощи и нахождение в одной камере с больными туберкулезом), другие нарушения. Но комитет против пыток не усмотрел каких-либо конкретных доказательств, а также попыток заявителя использовать для своей защиты внутригосударственные правовые инструменты. По этой причине жалоба Юрия Романенко была признана неприемлемой.

Оперативная защита

В ООН существуют также квазисудебные процедуры, направленные на принятие неотложных мер по защите прав граждан, – Рабочая группа по произвольным задержаниям и спецдокладчики. Так, в середине февраля рабочая группа фактически заявила о незаконности лишения свободы московского муниципального депутата Алексея Горинова, осужденного к семи годам колонии за так называемые фейки об армии.

Более того, на предпоследней сессии Совет ООН по правам человека принял решение об учреждении спецдокладчика по России. Ему делегировали коммуникации по индивидуальным обращениям граждан нашей страны.

Хотя отечественное законодательство не предусматривает процедур реализации решений органов ООН (как комитетов, так и рабочих групп), Конституционный суд России неоднократно заявлял об обязательности их исполнения. В том числе – необходимости пересмотра несправедливых с точки зрения международных инстанций приговоров, немедленного освобождения из-под стражи, выплаты надлежащей компенсации и другие. «Соображения Комитета по правам человека имеют окончательный характер и представляют собой авторитетное определение, в котором предлагается средство защиты от установленного нарушения. Государства-участники в любом случае обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для осуществления принимаемых Комитетом соображений. Российская Федерация не вправе уклоняться от адекватного реагирования на соображения Комитета по правам человека. В том числе в случаях, когда он полагает, что вследствие нарушения должно быть обеспечено повторное судебное разбирательство по уголовному делу», – отмечается в определении высшей инстанции.

К аналогичным выводам служители конституционной Фемиды пришли и проанализировав вопрос исполнения заключений рабочей группы по произвольным задержаниям. «Эти утверждения и оценки не могут быть оставлены Российской Федерацией без внимания. И без таких, во всяком случае, правовых последствий, как проверка компетентными органами обстоятельств, на которых они основаны», – заключил Конституционный суд России.

Женщина – друг человека

Также Россия ратифицировала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, факультативный протокол к ней и признает компетенцию соответствующего комитета ООН.

Одно из самых резонансных решений в отношении нашей страны этот комитет принял по жалобе жительницы Самары Светланы Медведевой. Получив диплом техника-судоводителя, она не смогла найти работу по профессии – согласно постановлению Правительства России, вождение речных судов считалось для прекрасной половины трудящихся опасным. В свою очередь, комитет ООН усмотрел в таком подходе «стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста». Российским властям комитет рекомендовал пересмотреть спорный список, сохранив только ограничения, необходимые для охраны материнства в строгом смысле этого понятия. Руководствуясь этим предписанием ООН, суд пересмотрел дело и признал незаконным отказ самарского пароходства в трудоустройстве Светланы Медведевой по профессии судоводителя (читайте – Россиянкам разрешили порулить кораблями).

Еще одно решение Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин было связано с семейно-бытовым насилием. Российские власти (полицию, прокуратуру и суд) уличили в непринятии своевременных и соразмерных мер по защите подательницы жалобы на своего бывшего сожителя. Причем в этих бездействиях опять же усмотрели «гендерные стереотипы». «Оставшись без защиты государства, подвергаясь периодически преследованию со стороны своего обидчика, заявительница испытала страх и страдания. И получила повторную травму, когда государственные органы, которые должны были выступать в роли ее защитника, в особенности полиция, отказались обеспечить ее защиту и не признали ее в качестве жертвы», – заключили арбитры ООН.

Основной же причиной сложившейся ситуации стала, согласно решению комитета, фактическая декриминализация домашнего насилия – согласно Уголовному кодексу РФ, побои признаются преступлением, только если они были выявлены повторно в течение года (имелась так называемая административная преюдиция). Более того, эти дела относятся к категории частного обвинения, то есть потерпевшие должны самостоятельно обращаться в суд и доказывать предъявленное обвинение. Поэтому российским законодателям рекомендовали отказаться от такой практики. «Судебный процесс неоправданно возлагает бремя доказывания исключительно на жертв семейно-бытового насилия, с тем чтобы обеспечить равенство сторон в ходе судебного разбирательства», – отмечается в решении Комитета.

Профсоюз объединенных наций

Также Россия является участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Конвенции о правах инвалидов. Но она не присоединилась к протоколам и не признает компетенцию соответствующих комитетов по рассмотрению частных обращений.

В то же время российские служители Фемиды активно прислушиваются к их решениям, принятым в отношении других стран. Отчеты с рекомендациями к применению в отечественные практики ежеквартально включаются в обзоры Верховного суда России. Так, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам усмотрел нарушение в выселении испанца Айша Насера, который не мог оплачивать съемное жилье. Сам заявитель признался, что не умеет читать и писать, не имеет работы, а весь его доход состоит только из социального пособия в размере 588 евро в месяц. Арбитры ООН пришли к выводу, что выселения не должны приводить к появлению бездомных, а государство обязано предоставить альтернативное жилье. 

Кроме того, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам вправе принимать так называемые замечания общего порядка, разъясняющие положения пакта. В настоящее время опубликовано уже 25 таких документов, являющихся ориентиром и для российских служителей Фемиды. Например, со ссылкой на пакт и «замечания» Верховный суд России признал несоразмерно низкой сумму в пять тысяч рублей, взысканную в качестве компенсацию морального вреда за несвоевременную выплату заработной платы жителю Саранска Станиславу Калашникову. С учетом этого указания высшей инстанции, а также «характера и глубины нравственных страданий и переживаний», размер компенсации увеличили до 45 тысяч рублей.

Мнения

 

Каринна Москаленко, Московская городская коллегия адвокатов

С выходом нашей страны из Совета Европы у россиян сильно сократились возможности для защиты фундаментальных прав на международном уровне. Заявители, которые раньше могли бы обратиться в Страсбург, теперь могут найти поддержку в Женеве. Десятки уставных механизмов ООН – спецпроцедуры, спецдокладчики и рабочие группы, имеют здесь свою как бы штаб-квартиру.

Особую роль играют квазисудебный орган – Комитет по правам человека, а также Комитет против пыток и другие структуры. Согласно международным обязательствам, которые взяла на себя Россия, она должна признавать их компетенцию.

Но на практике Россия выполняет вынесенные такими органами ООН решения крайне редко. По мнению некоторых чиновников, они не являются обязательными. Приходится в многолетних дебатах доказывать, казалось бы, очевидное: взял на себя обязательства – неси. Или как Ямайка или Беларусь – денонсируй все такие соглашения и признавайся честно: не могу соответствовать базовым мировым стандартам.

Нарине Айрапетян, заместитель председателя Коллегии адвокатов «ARM IUST»

В системе ООН девять профильных договорных органов и подкомитет. Россиянам доступны четыре из них, в том числе Комитет по правам человека. Верховный суд России достаточно лояльно, по крайней мере до сегодняшнего дня, относился к его практике. Однако необходимо понимать, что с учетом нынешней геополитической ситуации сроки рассмотрения, а, соответственно, и эффективность, будут несколько изменены.

За время членства России в Комитете против пыток было рассмотрено ничтожно мало дел, и только в половине случаев – по существу. Обращения признавались неприемлемыми как недостаточно обоснованные или из-за поданной одновременной жалобы в ЕСПЧ. Полагаю, что количество подаваемых заявлений будет неуклонно расти в новых условиях.

Также граждане вправе подавать жалобы в Комиссию СНГ по правам человека, а хозяйствующие субъекты – в Евразийский экономический союз.

Наталья Мацкевич, преподаватель и исследователь Европейского гуманитарного университета

Многим может показаться, что система Организации Объединенных Наций и Женева – это что-то далекое и недосягаемое. Но если обладать определенной компетенцией и знать, кому, как, в какой момент, в каком объеме, в какой юридической технике и в какой форме направить обращение, то мы можем увидеть результаты очень даже быстро. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течение четырех-пяти лет, Комитет по ликвидации дискриминации отношений женщин – в течение двух лет. Тогда как спецдокладчик может отреагировать мгновенно, а Рабочая группа по произвольным задержаниям – в течение года.

Процедуры ООН можно выбирать, а можно и комбинировать. Потому что не все из них исключают обращение друг к другу. То есть можно обращаться, например, к спецдокладчику, а потом в Комитет по правам человека. Более того, выводы одного органа ООН используются как доказательства для другого. Например, если фамилия потерпевшего прозвучала в докладе из уст Верховного комиссара по правам человека, можете смело рассчитывать, что оглашенные им факты будут признаваться Комитетом по правам человека. Так же как и ответ государства на обращение спецдокладчика.

Между комитетами комбинировать нельзя – нужно выбирать. Например, в случае домашнего насилия в отношении женщин можно подать индивидуальную жалобу в Комитет по правам человека или в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Специальный комитет рассмотрит такую жалобу быстрее.

Общее условие для обращения в комитет ООН – исчерпание внутренних средств правовой защиты. Но не всех, а только эффективных. Например, Следственный комитет России не возбудил уголовное дело ни по одной из более чем 600 жалоб, поданных подвергшимися пыткам подозреваемыми. Это обстоятельство огласил Верховный комиссар ООН по правам человека. Теперь можно утверждать, что подача такой жалобы при указанных обстоятельствах не является эффективным средством защиты.