Рейтинг@Mail.ru
home

20.11.2023

Добросовестный бизнес защитили от брендового троллинга

20.11.2023. АПИ — Регистрация товарного знака исключительно с целью вымогательства платы или взыскания компенсаций признается злоупотреблением. Практику оценки действий владельцев торговых марок исследовал Верховный суд России.

Гражданский кодекс РФ запрещает использование зарегистрированного обозначения без лицензии правообладателя. За даже невинное нарушение может взыскиваться пятимиллионная компенсация. Однако эти легитимные механизмы нередко используют так называемые тролли, намеренно регистрирующие используемые добросовестными участниками рынка товарные знаки с целью фактического вымогательства у них лицензионных платежей или компенсаций.

По мнению Верховного суда России, предъявление иска правообладателем, не использующим бренд в своей деятельности, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом. Тогда как приобретение прав на знак в отсутствие экономического интереса его использования и исключительно с намерением взыскивать компенсацию не допускается.

В качестве примеров (так называемых казусов) высшая инстанция приводит решения по искам известного патентного поверенного уфимского индивидуального предпринимателя Азамата Ибатуллина. В частности, он зарегистрировал обозначение «Планета» и потребовал 600 тысяч рублей с владельца магазины «Планета одежды и обуви». Отклоняя претензии «тролля», служители Фемиды констатировали, что истец не использует спорное обозначение и у потребителей оно с частным бизнесменом не ассоциируется. «Ибатуллин А.В. является обладателем исключительного права на значительное число товарных знаков и участником (истцом) в нескольких сотнях судебных дел, связанных с защитой прав на товарные знаки», – заключил Суд по интеллектуальным правам, подтверждая факт злоупотребления.

Также Азамата Ибатуллина уличили в недобросовестной попытке аннулировать регистрацию марки «ТОР GEAR», принадлежащей компании The British Broadcasting Corporation. Уфимский бизнесмен утверждал, что это обозначение схоже до степени смешения с приобретенным им товарным знаком. Но арбитражный суд пришел к выводу, что бренд британской компании обладает широкой известностью и ассоциируется с ней у потребителей. В свою очередь, предприниматель приобрел исключительное право на спорный знак у другого лица, «никогда его не использовал и не имел намерения использовать для индивидуализации товаров».

Недобросовестность Суд по интеллектуальным правам усмотрел в регистрации Федерацией функциональных видов спорта Новосибирской области обозначения «BERLOGA». Буква «E» в нем была выполнена в виде следа от трех когтей животных – элемента, входящего в широко известные на рынке бренды спортивных товаров американской корпорации Monster Energy Company. «Правообладатель знал об использовании узнаваемого элемента обозначения в хозяйственной деятельности иным лицом. Данные действия правообладателя не являются обычной деловой практикой и нарушают права компании», – отмечается в решении суда.

Также высшая инстанция исследовала вопросы недобросовестной конкуренции и даже семейного конфликта (между сводными братьями) за совместно продвигаемый товарный знак.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», за первое полугодие арбитражные суды удовлетворили 7,3 из почти 7,6 тысячи исков о защите прав на товарные знаки (96,6 процентов). Суд по интеллектуальным правам досрочно прекратил правовую охрану 96 товарных знаков вследствие их неиспользования..