Рейтинг@Mail.ru
home

08.05.2024

За красную букву «М» в рекламе жилого комплекса застройщика оштрафовали на 5 миллионов

08.05.2024. АПИ — Использование обозначения метрополитена для продвижения продаж в расположенном около станции жилом комплексе признали грубым нарушением. Такое решение принял Суд по интеллектуальным правам.

Рекламный щит со стилизованной буквой «М» красного цвета и слоганом «Апартаменты в готовом доме у метро» разместило АО «Специализированный застройщик «ОМ». Это изображение использовалось в буклетах, на баннерах и в интернет-рекламе жилого столичного комплекса «Гоголь парк», который возводился у станции московской подземки «Лухмановская» и одноименного транспортно-пересадочного узла (ТПУ).

Иск против застройщика предъявило ГУП «Московский метрополитен», являющееся владельцем четырех товарных знаков, в том числе – в виде общеизвестной красной буквы «М». По мнению истца, использование знакомого жителям столицы с 1935 года обозначения может создать у потребителей впечатление наличия партнерских отношений между метрополитеном и застройщиком, и даже интегрирования инфраструктур жилого и транспортного комплексов. «Опасность смешения усиливает использование в рекламе фрагмента уличной стелы, на которую крепится логотип перед входом в метрополитен», – констатировал истец.

В свою очередь, застройщик объяснял включение буквы «М» в рекламу целью информировать потребителей о близком местоположении продаваемых объектов недвижимости к метрополитену как общественному транспорту. Также ответчик указывал на отсутствие прав у истца на спорное обозначение в отношении выполнения строительных работ и продажи недвижимости, тогда как услуги перевозки пассажиров застройщик не рекламировал. Кроме того, красная буква «М» является не товарным знаком, а общепринятым понятием, и используется в качестве сокращения определения «метро», «метрополитен».

Арбитражный суд Москвы усмотрел смешение спорного обозначения с брендом метрополитена (стилизованная буква «М» в рекламе истца имела те же пропорции, углы и иные элементы). На рекламном баннере также использовалось слово «метро», что обуславливало семантическое сходство с товарными знаками и его словесным элементом «Московский метрополитен». «Спорное обозначение индивидуализирует ответчиков и их услуги, создает риск смешения с товарными знаками истца и его услугами. Соответственно, апартаменты ответчиков принципиально могут восприниматься как часть ТПУ – единого функционального комплекса со станцией метро», – заключил суд, удовлетворяя требования истца. При этом с АО «Специализированный застройщик «ОМ» и его головной структуры (АО «Группа компания «Основа») была взыскана максимальная предусмотренная законом компенсация в пять миллионов рублей.

Попытка застройщика оспорить это решение не увенчалась успехом. «Обозначая близость к метро, ответчики не были лишены возможности использовать иные обозначения метро без использования товарных знаков», – констатировала апелляционная инстанция. А кассационная отклонила доводы о несоразмерности взысканной компенсации и признала нарушение грубым. «Использование спорного обозначения являлось инструментом продажи апартаментов, поскольку информация об открытии метро «Лухмановская» и строительстве ТПУ «Лухмановская» с использованием спорного обозначения в крупном виде увеличила привлекательность апартаментов ЖК «Гоголь парк» и их стоимость», – отмечается в постановлении Суда по интеллектуальным правам.