Рейтинг@Mail.ru
home

20.05.2024

Фактических владельцев автомобилей разрешили наказывать за отсутствие номера

20.05.2024. АПИ — Уклонившиеся от государственной регистрации транспортного средства владельцы могут привлекаться к ответственности и за пределами десятидневного срока после формального приобретения. Решение по этому вопросу вынес Конституционный суд России.

Действующее законодательство предписывает приобретателю автомобиля в десятидневный срок поставить его на государственный учет, получить и установить номерные знаки. Если в этот период водителя останавливает инспектор, как правило, ему предъявляется договор купли-продажи, c указанной в котором даты и исчисляется срок. В свою очередь, управление транспортным средством без номерных знаков карается пятитысячным штрафом или лишением водительских прав на три месяца.

В спорной ситуации оказался житель Омска Павел Булавцев, 14 декабря задержанный на автомобиле Toyota без номерных знаков. Предъявленный им договор от 6 декабря не устроил инспектора: из базы ГИБДД следовало, что еще в апреле тот же Павел Булавцев уже совершил на той же Toyota другое правонарушение. Поэтому служители Фемиды скептически отнеслись к заключенному в простой письменной форме договору (де-факто признав его фиктивным): «Предоставленные десять дней на регистрацию ... не предоставляют одновременно и право на управление данным транспортным средством без регистрационных знаков». Постановление о наложении на водителя административного штрафа в пять тысяч рублей поддержала кассационная инстанция. «Доводы жалобы ... не ставят под сомнение наличие в действиях Булавцева П.П. объективной стороны состава административного правонарушения», – заключил Верховный суд России.

Обращаясь в Конституционный суд России, Булавцев указывал на дискриминацию – возможность «привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, при том что десятидневный срок на его регистрацию еще не истек». 

Но служители конституционной Фемиды констатировали, что действующие требования, в том числе предписывающие владельцу поставить автомобиль на учет в десятидневный срок, «направлены на поддержание установленного порядка дорожного движения и обеспечение эффективного контроля за действиями его участников». «Они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, в деле которого суды пришли к выводу о наличии обстоятельств, фактически свидетельствующих об уклонении им от исполнения предусмотренных законом обязанностей», – отмечается в определении высшей инстанции.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты России по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов напоминает, что сейчас нет процедуры снятия с учета – регистрируется смена собственника. «Поэтому нередко новый владелец не перерегистрирует приобретенный автомобиль, а штрафы приходят прежнему. В рассмотренном деле суды, очевидно, скептически отнеслись к составленному в простой письменной форме договору с сомнительной датой. Хотя владелец мог утверждать, например, что полгода назад купил автомобиль, проездил несколько дней, вернул, а потом снова приобрел его же, и так далее. Теоретически такой договор можно хоть каждый день переделывать», – полагает Александр Холодов.

Справка

По данным ГИБДД, на учете состоит 65,7 млн транспортных средств, 58,3 млн из которых находится в собственности частных лиц.

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2023 году за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков к административной ответственности было привлечено 41,5 тысячи водителей, в том числе 33,2 тысячи оштрафованы, 8,2 тысячи – лишены прав.