Рейтинг@Mail.ru
home

10.06.2024

QA. Ответственность перевозчиков

10.06.2024. АПИ — Из-за опоздания поезда или самолета турист не успел на следующий рейс. Вправе ли он взыскать стоимость потерянной путевки?

Илья Прокофьев, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис»

Убытки, понесенные туристом в прямой взаимосвязи с задержавшимся или отмененным рейсом, должны возмещаться авиакомпаниями или иными перевозчиками. В том числе когда из-за задержавшегося одного рейса пассажир опоздал на следующий (стыковочный). К таким убыткам относится стоимость пропавшей путевки, новых билетов, которые пассажир вынужден был приобрести, проживания в гостинице и так далее.

В таких спорах пассажиру придется доказать прямую связь между задержавшимся рейсом и наступившими неблагоприятными последствиями, а также обосновать размер понесенных при этом убытков. Также путешественник вправе требовать компенсацию морального вреда.

Перевозчик, в свою очередь, может быть освобожден от ответственности, если докажет, что задержка или отмена рейса произошли не по его вине, а вследствие сложившихся обстоятельств (форс-мажор) либо по вине третьих лиц. В том числе запрета на полеты по погодным условиям, введения ограничений государственными органами (как это было в 2022 году в ряде регионов России) и так далее. В то же время неисправность самолета форс-мажорным обстоятельством не является, поскольку его обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии полностью возлагаются на авиакомпанию.