Рейтинг@Mail.ru
home

10.06.2024

Опасное производство является преступлением даже в отсутствие вреда

10.06.2024. АПИ — Предпринимательская деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов без лицензии не является законной и влечет уголовную ответственность. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

В осуществлении незаконной предпринимательской деятельности был обвинен учредитель и генеральный директор омского ООО «Мукомоловъ» Максим Тимошенков. Используемый для производства муки цех был зарегистрирован как опасный производственный объект III класса, однако в течение почти трех лет он эксплуатировался без получения соответствующей лицензии. Признавая Максима Тимошенкова виновным, служители Фемиды констатировали, что он получил в результате доход в сумме 640 млн рублей, «осуществляя предпринимательскую деятельность с использованием опасных производственных объектов без получения лицензии». Подтверждая этот приговор, вышестоящие инстанции отклонили доводы защиты об отсутствии лицензирования производства мукомольной и крупяной продукции.

Конституционный суд России не усмотрел противоречий, в том числе в части распространения требований о лицензировании части производственного процесса на предпринимательскую деятельность организации в целом. «В системе действующего нормативного регулирования для эксплуатации объектов мукомольного и крупяного производства – как взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности – получение лицензии обязательно. В отсутствие таковой осуществление предпринимательской деятельности не является законным и ставит под сомнение соблюдение условий безопасности», – заключила высшая инстанция, отклоняя доводы осужденного.

Вместе с тем служители конституционной Фемиды подчеркнули, что поправки, внесенные в Уголовный кодекс РФ в апреле 2024 года, исключили ответственность за вмененное Максиму Тимошенкову преступление при отсутствии причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. «Получение крупного и особо крупного дохода впредь не может считаться соответственно криминообразующим или квалифицирующим признаком состава незаконного предпринимательства», – отмечается в определении. 

Причем новые поправки имеют обратную силу и должны распространяться в том числе на ранее осужденных и отбывающих наказание. Принятие юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности находится в компетенции соответствующих уполномоченных органов. Правда, вряд ли Максим Тимошенков сможет рассчитывать на такую реабилитацию – по данным Федеральной службы судебных приставов, назначенный судом штраф в размере 200 тысяч рублей уже уплачен, то есть осужденный отбыл наказание.

Отметим, что Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба. Подтверждая виновность Максима Тимошенкова именно в экономическом преступлении, Омский областной суд констатировал, что целью его противоправного деяния было получение дохода от продажи произведенного товара (муки).

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2023 году за нарушение требований промышленной безопасности было осуждено 64 человека, в том числе 8 виновных в гибели людей – к реальному лишению свободы.