Рейтинг@Mail.ru
home

19.06.2024

Потребителей защитят от автосогласий на дополнительные услуги

19.06.2024. АПИ — Навязывание покупателям дополнительных платных услуг «по умолчанию» не допускается. С такой инициативой выступила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Действующий федеральный закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением иных. Такое навязывание карается 20-тысячным административным штрафом.

Однако это не предупреждает массовые нарушения. Одной из самых распространенных недобросовестных практик, по данным ведомства, остается проставление в формах заказа на сайтах или в мобильных приложениях «галочек» – автоматического согласия на приобретение дополнительных услуг. Чаще всего на такое формально добровольное согласие жалуются покупатели железнодорожных и авиабилетов – при их оформлении приходится вручную отказываться от страховок, питания и многих иных услуг.

Аналогичные нарушения наблюдаются в других сферах, в том числе потребительского кредитования, мобильной связи и продажи транспортных средств. В квитанции ЖКХ включаются «телетрансляция», «страхование имущества», «консьерж» и так далее. Более того, 43 процента опрошенных ВЦИОМ замечали, что положенные по полису обязательного медицинского страхования услуги пытаются оказать платно. «Анализ правоприменительной практики показывает необходимость решения проблематики, связанной с совершением хозяйствующими субъектами фактических действий, направленных на причинение потребителю имущественного ущерба», – убеждены в Роспотребнадзоре.

Для их предупреждения предлагается закрепить в федеральном законе обязанность продавца получить письменное согласие потребителя на получение дополнительных услуг. При этом проставление автоматических отметок или формирование предполагающих согласие условий не допускается. «Такие положения будут способствовать неукоснительному соблюдению принципа свободы договора, а также обеспечат эффективную защиту наиболее слабой стороны в обязательстве (потребителя)», – отмечается в пояснительной записке.

Признавая актуальность вопроса и необходимость его скорейшего урегулирования, надзорное ведомство намерено ввести защитные меры только с 1 сентября 2025 года. Причина такой отсрочки в документе не объясняется.