10.05.2016
Уже со следующего года паспорта транспортных средств (ПТС) будут оформляться в электронном виде. Внедрение новых технологий призвано сэкономить бюджетные расходы на печать бумажных документов, но может существенно повысить затраты самих автовладельцев, усложнить проведение даже самого простого ремонта и стимулировать мошенничество.
10.05.2016. АПИ — Решение о переходе на электронные ПТС почти два года назад было принято Евразийской экономической комиссией – единые новые главные автомобильные документы будут выдаваться на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Однако порядок его реализации в нашей стране до сих пор не определен.
Подготовленный Министерством промышленности и торговли России проект создания системы электронных паспортов транспортных средств, шасси, самоходных машин и других видов техники предусматривает, что поэтапный переход на безбумажную форму ПТС начнется с 2017 года. Первоначально замена действующих паспортов на «виртуальные» будет проводиться по инициативе собственников – уже в следующем году планируется поменять до 5 млн ПТС.
Помимо основных сведений об автомобиле и его собственнике в паспорт будут вноситься данные о прохождении технического осмотра, обслуживании и проведении ремонтных работ, пробеге, учете работы машины, ограничениях и обременениях. С инициативой собирать такую информацию, по утверждению чиновников, выступило бизнес-сообщество.
При этом формироваться электронный паспорт будет фактически без участия самого автомобилиста. Так, сведения о собственниках должны вноситься при регистрации или перерегистрации транспортного средства – информация через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) направляется органами ГИБДД, об обременении (залоге) – кредитными организациями, службой судебной приставов и другими уполномоченными организациями. На выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей компании и предпринимателей возлагается обязанность вносить в ПТС в том числе перечень проведенных работ, а также показания одометра или счетчика моточасов. В свою очередь сами собственники вправе включить в специальный раздел паспорта дополнительную информацию.
Также в ПТС планируется вносить, например, номер мобильного телефона владельца для получения SMS-сообщений с кодами подтверждения операций в системах электронных паспортов или информационных сообщений и адреса электронной почты для направления выписок. Хотя такая информация в настоящее время в базах ГИБДД отсутствует, и ее сбор действующими административными регламентами не предусмотрен.
Но все эти сведения будут доступны только участникам электронной системы (в первую очередь государственным органам). В выписку должна включаться только общая информация о собственнике (наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество гражданина), отметка о действительности самого паспорта и наличии или отсутствии обременений. При том, что данные о залоге согласно действующему законодательству в настоящее время регистрируются нотариусами, а добросовестным приобретателям рекомендуется проверять VIN покупаемых автомобилей по открытой базе данных. Каким сведениям об обременении – из электронного паспорта или с сайта нотариальной палаты – должны доверять граждане – не ясно.
Также не определено, будут ли даже самому действующему собственнику доступны сведения о прежних владельцах транспортного средства. Сейчас такая информация отражается в «бумажном» ПТС. Формально эти сведения относятся к персональным данным, но позволяют оценить историю перепродаж автомобиля. В частности, совершение таких сделок с небольшим интервалом во времени является поводом усомниться в их легитимности – нередко многократные перепродажи полученного обманным или иным сомнительным путем автомобиля (например, через аукционы по распродаже арестованного имущества, конфиската и прочие) проводятся, дабы придать последнему покупателю статус добросовестного приобретателя. Кроме того, в рамках процедуры банкротства физических лиц финансовый управляющий вправе оспаривать сделки, совершенные ими за последние три года. Поэтому перед покупкой транспортного средства желательно проверить участие предыдущих собственников в банкротных делах, но после введения электронного ПТС это сделать, скорее всего, будет сложно.
В Минпромторге указывают исключительно на положительные последствия перехода на электронные ПТС, в том числе пресечение связанного с подделкой паспортов на бумажном носителе мошенничества. Также планируется сократить затраты бюджета на изготовление, хранение и использование паспортов на бумажном носителе и увеличение поступлений транспортного налога за счет уточнения налоговой базы по подержанным автомобилям. Кроме того, внедрение новых технологий, по мнению чиновников, стимулирует увеличение продаж транспортных средств на вторичном рынке через официальных автодилеров, что в свою очередь приведет к росту объемов автокредитования, добровольного страхования (КАСКО) и сбора налога на прибыль.
В то же время ведение базы данных (оформление «виртуальных» ПТС) возлагается на коммерческого оператора, которым Минпромторг на безальтернативной основе назначил АО «Электронный паспорт». По данным АПИ, через несколько так называемых «прокладок» эта организация принадлежит эстонской компании Transgroup Invest AS, собственники которой не раскрываются.
Оказывать услуги по внесению информации (выпуск паспортов) оператор будет на платной основе. Но сами автомобилисты должны уплачивать только предусмотренную действующим Налоговым кодексом РФ государственную пошлину – 800 рублей за оформление нового электронного паспорта и 350 рублей за внесение в него изменений. Сохранение существующих ставок, по мнению чиновников, «не вызовет социального напряжения и будет положительно воспринято бизнес-сообществом и гражданами России».
Однако за внесение любых изменений в ПТС направляющая такие сведения организация обязана будет уплатить оператору (выбранному на безальтернативной основе АО «Электронный паспорт») 150 рублей. Такие расходы вынуждены будут нести в том числе центры технического обслуживания и ремонта автомобилей, которые должны заключить с оператором специальные соглашения об обмене информацией в электронном виде. Вместе с тем деятельность станций техобслуживания в настоящее время не лицензируется, и выполнять ее вправе любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Не определены ни условия соглашений с операторами, ни ответственность центров техобслуживания за уклонение от их подписания, ни последствия невнесения сведений в паспорта о проведенных с автомобилем работах для их добросовестных владельцев.
Создание самой системы электронных ПТС должно обойтись оператору в 500 млн рублей, тогда как только за счет выпуска новых паспортов в 2017 году он получит не менее 1,2 млрд рублей.
По данным ГИБДД, в настоящее время в России зарегистрировано более 51 млн автотранспортных средств, в том числе 44 млн легковых автомобилей и 6 млн грузовиков.
Александр Холодов, член координационного совета МООА «Свобода выбора» (защитник прав автомобилистов)
План перехода на электронные ПТС вызывает смешанные чувства. С одной стороны, очень удобно, что в едином документе (базе данных) будут содержаться данные о пробеге автомобиля, прохождении технического осмотра и другие важные сведения.
В то же время внесение любых изменений в такой паспорт, как следует из проекта, будет платным. То есть после продажи транспортного средства, прохождения того же технического осмотра или проведения ремонтных работ необходимо будет оплатить услуги оператора по внесению новых данных в ПТС. Возникают разумные вопросы: смена винтика на колесе – это ремонтные работы? Нужно ли фиксировать такие данные и кто должен оплачивать изменения паспорта? Какие грозят последствия, если такие или иные сведения не будут внесены в ПТС?
Кроме того, в настоящее время отсутствие оригинала «бумажного» паспорта должно вызывать сомнения у добросовестного приобретателя автомобиля. Ведь оригинал позволял узнать о количестве перепродаж и оценить риск оспаривания сделок прежними собственниками. Электронный ПТС вряд ли будет доступен потенциальному покупателю, а после оформления сделки приобретения оценивать ситуацию будет уже поздно. Либо приобретатель вынужден будет доверять представленной продавцом выписке, сфальсифицировать которую не так сложно (сейчас подделываются даже защищенные гознаковские бланки).