Рейтинг@Mail.ru
home

07.08.2024

Ответственность за автоматический спам возложили на связистов

07.08.2024. АПИ — Ответственность за несанкционированные автоматические рассылки с коротких номеров несут операторы сотовой связи. Разъяснения о применении рекламного законодательства представила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Действующий федеральный закон запрещает распространять рекламу по сетям электросвязи без активного согласия ее получателя (абонента). Равно как не допускаются автоматические рассылки или прозвон. За эти нарушения на рекламораспространителя может налагаться административный штраф в размере до полумиллиона рублей.

Вместе с тем на практике применение таких санкций затруднительно, так как большинство рекламных звонков совершается с оформленных на подставных лиц номеров. Кроме того, для возбуждения административного дела потерпевший (абонент) должен предоставить надзорному органу аудиозапись спорного звонка.

В ФАС убеждены, что если рекламные рассылки отправляются автоматически, а также с «коротких», «буквенных», иностранных или иных не соответствующих российской системе номеров (десятизнаковых), рекламораспространителем может признаваться обслуживающий абонента-получателя оператор связи. И именно он будет привлекаться к строгой административной ответственности.

При этом доказательством использования средств автоматической прозвонки надзорный орган считает наличие «в начале разговора воспроизведенного абоненту заранее записанного аудиофрагмента, представляющего собой последовательность звуков и (или) речь человека (автоматизированная запись)».

Карательные административные штрафы предлагается применять и за включение рекламы в так называемые USSD-сообщения, отправляемые сотовыми компаниями по запросу абонентов. В частности – о балансе или другой потребительской информации. «При этом привязку такой рассылки к действиям самого абонента, обращающегося к услуге USSD-сервиса с целью получения информации о состоянии своего счета, нельзя признать обоснованной, поскольку такие действия абонента не могут расцениваться в качестве участия человека в размещении рекламы подобным способом, а также как явное согласие абонента на получение рекламы», – констатирует руководитель ФАС Максим Шаскольский.

Справка

В 2023 году Федеральная антимонопольная служба рассмотрела 18 тысяч заявлений о нарушении законодательства о рекламе, вынесла 2,6 тысячи постановлений о наложении штрафов на сумму 134,4 млн рублей. Почти каждое третье правонарушение (31,4 процента) фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи.