29.08.2024
29.08.2024. АПИ — Операторы телефонной связи, как стационарной, так и мобильной, получили право отключать и почти произвольно менять условия обслуживания абонентов. Эти и другие изменения предусмотрены новыми Правилами оказания услуг телефонной связи, вступающими в силу 1 сентября.
По уверению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, новый документ уточнит взаимные обязанности операторов и потребителей. В том числе упрощается процедура переноса номера (MNP) и расширяется возможность удаленного взаимодействия с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Кроме того, изменение состава входящих в тарифный план услуг будет возможным только по инициативе клиента.
Однако утвержденный документ по сути направлен на ограничение прав потребителей. В частности, операторам разрешат отключать абонентов, которые не пользовались услугами связи в течение не менее 90 дней. Правда, это могут быть не только платные действия (сейчас для подтверждения активности требуется совершить звонок, отправить SMS, внести плату и так далее), а любое использование связи (в том числе получение того же сообщения).
Также компаниям разрешается почти произвольно повышать тарифы (достаточно уведомить клиента за десять дней). Инициативой изменения состава входящих в действующий тарифный план услуг признается совершение любых так называемых конклюдентных действий. Причем Правила не ограничивают, а расширяют право оператора самостоятельно определять такие действия. Например, совершение обычного звонка после получения «предложения» об изменении может квалифицироваться как их принятие. В то же время обязанность доказывания совершения абонентом действий, направленных на изменение условий договора, возлагается на оператора.
Отметим, что в ходе общественного обсуждения проекта новых Правил, представленного Минцифры почти два года назад, эксперты высказали многочисленные замечания. В том числе указывали на незаконность по сути одностороннего изменения условий договора по инициативе сильной стороны (оператора). Однако чиновники проигнорировали и даже скрыли из официального отчеты все не устраивающие участников рынка замечания.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2023 году получила 14,3 тысячи жалоб на операторов связи. Почти четверть касались деятельности ПАО «Ростелеком».