05.09.2024
05.09.2024. АПИ — Указание в описании товара места его производства и характерных свойств не нарушает права на географический бренд. Решение по такому спору принял Суд по интеллектуальным правам.
Иск против работающей в Казани индивидуального предпринимателя Альбины Мухамедьяровой предъявило ООО «Фабрика Оренбургских пуховых платков». По уверению истца, бизнесвумен через маркетплейс Wildberries продавала пуховые платки с незаконным использованием зарегистрированного наименования места происхождения товара – «Оренбургский пуховый платок». Причиненный убыток фабрика оценила в 9,4 млн рублей – удвоенную стоимость проданных ответчицей платков.
Удовлетворяя эти требования, Арбитражный суд Республики Татарстан констатировал, что в описании товаров Альбина Мухамедьярова указывала на изготовление платков из пуха коз оренбургской породы, обладающих обусловленными местом их происхождения свойствами. Это решение поддержала апелляционная инстанция.
В свою очередь, Суд по интеллектуальным правам признал его ошибочным. Доказательств использования ответчиком словосочетания «Оренбургский пуховый платок» представлено не было. В описании товаров Альбина Мухамедьярова указывала «пуховый женский платок оренбургского производства ручной работы из козьего пуха…», изготовленный «лучшими мастерами Оренбужья» «из пуха ценной породы оренбургских коз».
Кассационная коллегия пришла к выводу, что такое описание необходимо для информирования потребителей о свойствах товара. «Входящие в состав наименования места происхождения товара слова не исключают их общеупотребительность и возможность использования не для индивидуализации, а для описания свойств продукции. Общий запрет на изготовление платков из пуха вязальщицами в Оренбурге отсутствует как таковой, запрещено только без разрешения использовать зарегистрированное наименование места происхождения товара», – заключил Суд по интеллектуальным правам, отменяя принятые против бизнесвумен решения и направляя дело на пересмотр.
Отменим, что само ООО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» оценивает свою долю на рынке обозначенных этим географическим брендом товаров в 92,5 процента. Не дожидаясь завершения спора, Альбина Мухамедьярова прекратила предпринимательскую деятельность, а истец уже заявил о намерении признать ее банкротом.