Рейтинг@Mail.ru
home

02.10.2024

Ввозимую без декларации легально заработанную валюту признали контрабандой

02.10.2024. АПИ — Незаконно ввезенная валюта может быть конфискована независимо от легитимности ее происхождения. К такому выводу пришел Конституционный суд России.

В спорной ситуации оказалась пенсионерка Лариса Жигулина, четыре года проработавшая в российском консульстве во Франкфурте-на-Майне. В сентябре 2020 года по прибытию в аэропорт Шереметьево она воспользовалась «зеленым коридором». Но на вопрос таможенника о наличии валюты честно призналась в провозе 74,1 тысячи евро, представив подтверждение законности заработанных в Германии средств.

Однако таможенная служба уличила пассажира в контрабанде 65,6 тысячи евро (превышения над суммой, разрешенной к провозу без декларации). По приговору суда они были конфискованы как предмет преступления. При этом само наказание за контрабанду ограничили шестимесячной пенсией осужденной (58,4 тысячи рублей). 

Оспаривая приговор, Лариса Жигулина отрицала наличие умысла на незаконный провоз валюты и утверждала о провокации деяния (по словам осужденной, она спросила инспектора о необходимости заполнения декларации, но он намеренно направил ее в «зеленый коридор»). Вместе с тем апелляционная и кассационная инстанция поддержали выводы о виновности. «Решение о конфискации наличных денежных средств, незаконно перемещаемых осужденной через таможенную границу, принято судом в строгом соответствии с требованиями Уголовного кодекса РФ», – заключила кассационная коллегия. 

Жалобу в Конституционный суд России в защиту Ларисы Жигулиной подала Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Она указывала на недопустимость конфискации законно полученных денежных средств (в том числе не использовавшихся и не предназначенных для достижения преступных целей), но ставших предметом незаконного перемещения через таможенную границу. По мнению омбудсмена, такая мера «приводит к неадекватности правовых последствий вреду, который причинен в результате преступного деяния».

Служители конституционной Фемиды напомнили, что контрабандой наличной валюты признается сокрытие ее от таможенного контроля, включая недекларирование или недостоверное декларирование. Такая ответственность наступает независимо от обстоятельств, свидетельствующих о легализации преступных доходов или финансирования терроризма: «Непосредственным объектом посягательства при совершении данного преступления является порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу», – отмечается в определении высшей инстанции.

Оценивая соразмерность конфискации как публично-правовой санкции, высшая инстанция подчеркнула, что наказание за совершенное Ларисой Жигулиной преступление предусматривает наложение штрафа в размере до 15-кратной суммы незаконно перемещенных денежных средств. «Поэтому обращение в государственную собственность самой указанной суммы не может рассматриваться в качестве такого заведомо избыточного уголовного принуждения, которое позволяло бы утверждать об отступлении от конституционных требований к мерам уголовного воздействия», – констатировал Конституционный суд России.

Справка

По данным портала «Судебная статистика РФ», в 2023 году за контрабанду наличных денежных средств или денежных инструментов было осуждено 57 человек. Приговорами по всем видам преступлений конфискация применялась 19,4 тысячи раз.