10.10.2024
10.10.2024. АПИ — Образовательные учреждения вправе самостоятельно регламентировать порядок использования учащимися средств мобильной связи. Вопрос наказания школьников АПИ разъяснили в Министерстве просвещения РФ.
Вступившие в силу в декабре 2023 года поправки в федеральный закон «Об образовании» обязали школьников не использовать во время занятий средства подвижной радиотелефонной связи. Исключения допускались только в экстренных случаях (в том числе возникновения угрозы жизни или здоровью).
Эти требования вводились с целью поддержки и защиты педагогических работников, но вызвали многочисленные вопросы. Ведь кроме непосредственно мобильных телефонов, к средствам подвижной радиотелефонной связи относятся планшеты, ноутбуки и даже «умные» часы. Использование того же смартфона для доступа в Интернет вряд ли нарушает дисциплину. Также закон не определял последствия нарушения учащимися установленных запретов, что уже приводило к конфликтам, попыткам учителей или администрации отобрать смартфоны и так далее.
В Департаменте проектной деятельности и развития региональных систем образования Министерства просвещения РФ подтвердили, что федеральный закон «не содержит требований об изъятии средств подвижной радиотелефонной связи у обучающихся». Вместе с тем образовательная организация вправе самостоятельно принять локальный нормативный акт (устав, правила внутреннего распорядка и иной), регламентирующий порядок использования обучающимися мобильных средств связи. Контроль за их исполнением, в том числе соблюдением дисциплины на учебных занятиях и правил поведения, делегируется педагогическим, руководящим и иным уполномоченным сотрудникам. «За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка и локальных нормативных актов к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор и отчисление», – пояснил заместитель директора Департамента проектной деятельности и развития региональных систем образования Шахим Тлябичев.
Отметим, что еще в 2019 году Роспотребнадзор совместно с Рособрнадзором разработали методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Не будучи нормативным актом, этот документ был направлен на стимулирование разумного применения гаджетов. В изданной уже после вступления в силу федерального закона «методичке» Министерства здравоохранения РФ также отмечается положительное влияние смартфонов и планшетов, в том числе неограниченный доступ к текстовой информации в Интернете, возможность пользоваться всеми мультимедийными возможностями, получение эстетического удовольствия от контента и снятие стресса во время игр, развитие сложных психомоторных и логических навыков и даже поддержание социального статуса ребенка (быть не хуже сверстников). В то же время отмечаются и отрицательные аспекты: «Пользование мобильным Интернетом формирует у детей «многозадачное» поведение, при котором они теряют способность к длительному удержанию внимания на учебных занятиях, становятся гиперактивными, импульсивными, хуже успевают в школе. А также способствует развитию зависимости от смартфона, которой по современным данным страдают до 23 процентов детей и подростков», – констатируют в медицинском ведомстве.
Напомним, что запрет на использование гаджетов в школах действует во Франции, Малайзии, Нигерии и Уганде. В Бельгии и Великобритании решение этого вопроса делегируется самим учебным заведениям.