05.11.2024
05.11.2024. АПИ — Фактически не выполняющие вредную работу сотрудники не вправе требовать лечебно-профилактического питания. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
С ФГУП «Горно-химический комбинат» (структура госкорпорации «Росатом», расположена внутри горы в Красноярском крае) уже почти шесть лет судится слесарь-ремонтник вентиляционного оборудования Андрей Кузьменко. В декабре 2018 года его уволили по сокращению штата. Но из-за нарушения процедуры (предприятие не предложило все имеющиеся вакансии) суд признал увольнение незаконным, предписал восстановить работника и выплатить ему за полтора года вынужденного прогула 1,4 млн рублей, еще 30 тысяч – в качестве возмещения морального вреда.
В новом иске Андрей Кузьменко потребовал выплаты 250 тысяч рублей компенсации за не полученное лечебно-профилактическое питание, которое по специальным нормативам выдается выполняющим вредную работу. Но служители Фемиды констатировали, что такое «компенсационное питание» положено только в дни фактической занятости на соответствующих работах. «Однако в указанный период вынужденного прогула работник фактически не находился на рабочем месте, его организм не подвергался воздействию вредных факторов, оснований для выплаты денежной компенсации не имеется. Кроме того, выплата компенсации не предусмотрена трудовым договором и коллективным договором», – заключил районный суд. Апелляционная и кассационная коллегии поддержали это решение.
Не усмотрел нарушений прав трудящегося и Конституционный суд России. Действующие нормативные акты предусматривают бесплатное предоставление лечебно-профилактического питания при условии занятости на вредной работе не менее половины смены. «Государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций. Изменение правил выдачи лечебно-профилактического питания, а также выплаты денежной компенсации в связи с отсутствием на рабочем месте, в полномочия Конституционного суда России не входит», – отмечается в определении высшей инстанции.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на работах с вредными или опасными условиями труда занято 35,4 процента работников.