06.11.2024
06.11.2024. АПИ — Даже короткие обозначения, образовавшиеся в результате ребрендинга, обладают различительной способностью. К такому выводу 2 ноября пришел Президиум Суда по интеллектуальным правам.
Заявку на регистрацию товарного знака «CR» подало ООО «Ре Трэйдинг». Отклоняя ее, Роспатент заявил, что состоящее из двух букв и прямоугольника обозначение «не обладает словесным характером и не имеет оригинального графического исполнения», и, следовательно, не обладает различительной способностью. В свою очередь, по уверению компании, выбранный знак является результатом проведенного в 2022 году ребрендинга сети магазинов «Cropp». «Потребители хорошо осведомлены о существовании на рынке этого товарного знака и ассоциируют его с конкретным производителем одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров», а через масс-медиа были проинформированы о ребрендинге (сокращении используемой марки до двух букв).
Также компания заказала проведение исследования в Лаборатории социологической экспертизы Института социологии Российской академии наук. Большинство опрошенных, которым была известна сеть магазинов «Cropp», восприняли обозначение «CR» как сокращенное в результате ребрендинга.
Суд по интеллектуальным правам согласился с утверждением Роспатента об отсутствии у состоящего из двух латинских букв знака «CR» какого-либо семантического значения. Однако в рассматриваемом случае «заявленное обозначение представляет собой переработанное название магазина «Cropp», которое использовалось длительное время для индивидуализации услуг магазина и реализуемых товаров». Поэтому оно может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Кассационная инстанция также пришла к выводу, что в случае ребрендинга используемая патентным ведомством традиционная методология оценки приобретения конкретным обозначением различительной способности не применима. «Очевидно, что в таком случае отсутствует длительное и широкое использование именно этого обозначения. Результаты социологических опросов являются наиболее наглядным доказательством, отражающим восприятие потребителями спорного обозначения в соотношении с первоначальным», – заключили служители Фемиды, предписывая Роспатенту зарегистрировать товарный знак.
Напомним, что при регистрации коротких брендов на заявителя по сути возлагается обязанность объяснить их значение. Хотя практика рассмотрения таких дел остается противоречивой. В частности, Суд по интеллектуальным правам не увидел различительной способности в обозначениях «4Y» («For you» – «для тебя»), «CLS» (петербургской юридической фирмы Capital Legal Services) и «GPN» (официальная аббревиатура «Газпром-нефть») было отказано. Тогда как были зарегистрированы бренды «CLOUD4Y» («Облако для вас»), «ALL-4U» («Все для вас») и даже «H4Y» (АПИ подробно писало об этом – Бессмысленные буквосочетания не признали товарным знаком).