Рейтинг@Mail.ru
home

09.12.2024

Потребителей обещали защитить от навязанных «галочек»

09.12.2024. АПИ — Оказывать дополнительные услуги разрешат только с письменного согласия клиента, которое не может быть предпоставленным. Законопроект о таких мерах 4 декабря внесен в Госдуму.

Действующий с 1991 года закон запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных, а также оказанием дополнительных платных услуг без согласия клиента. И гарантирует гражданам право отказаться от таких услуг и требовать возмещения убытков. Равно как само по себе включение незаконных условий в договор признается административным правонарушением.

Однако недобросовестные участники рынка научились обходить эти ограничения. Например, при заказе авиа- и железнодорожных билетов через сайт в форме заведомо проставляется согласие («галочка») на покупку страхового полиса. Отказаться от него чаще всего невозможно или очень затруднительно. Еще с большими проблемами сталкиваются многие проживающие в многоквартирных домах: в единые квитанции на услуги ЖКХ включаются дополнительные услуги, в том числе «телетрансляция», «страхование», «консьерж» и другие. Оплачивать только непосредственно коммунальные услуги пользователь не может.

Разработанные Роспотребнадзором поправки запрещают автоматически проставлять предсогласие и предлагать дополнительные услуги до заключения основного договора. Любое согласие должно оформляться в письменной форме, доказывать его получение должны будут компании. Также по сути дублируется действующая норма о праве отказаться от навязанных товаров и услуг, вернуть внесенную за них плату и так далее. «Проектируемые положения будут способствовать соблюдению принципа свободы договора, а также обеспечат эффективную защиту наиболее слабой стороны в обязательстве (потребителя)», – отмечается в пояснительной записке. 

Одобренный Правительством России законопроект внесен в Госдуму.

В то же время еще на этапе разработки его критически оценили как крупнейшие участники рынка, так и защитники прав потребителей. Так, Ирина Данилина из «АльфаСтрахование» полагает, что надзорные органы потребуют оформлять согласие на бумажном носителе: «Указанный подход может привести к существенным затратам на выполнение данного требования, а также невозможности его выполнения в отдельных случаях, в том числе при заключении договоров в онлайн-форме». А представитель Ассоциации цифровых платформ Татьяна Карабельская убеждена, что проблема урегулирована действующим законодательством: «В целях исключения возникающих рисков нарушения прав потребителей необходимо формировать правоприменительную практику и давать разъяснения уполномоченных органов».

Эти выводы поддерживает и адвокат Александр Зайцев. «Законопроект по сути не предусматривает никаких новых защитных мер. Недобросовестные компании, как и раньше, будут просто отказывать в продаже товара без подписания соглашения на дополнительные услуги, будь то предоставление некой очень важной информации или даже астрологические прогнозы. Причем они формально тут же оказываются, то есть вернуть плату или доказать факт навязывания невозможно», – поясняет адвокат.

Справка

По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2023 году за включение в договоры ущемляющих права потребителя условий был наложен 161 административный штраф.