18.03.2025
18.03.2025. АПИ — Перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и мнение потерпевшего не включает. К такому выводу пришел Верховный суд России.
В грабеже обвинялся многократно судимый житель Татарстана Раис Шарипов. По версии следствия, он проник в чужой дом и с применением силы похитил 230 тысяч рублей. Подсудимый признавал только кражу части суммы и отрицал насилие. Приговаривая Раиса Шарипова к пяти годам лишения свободы строгого режима, суд учел смягчающие обстоятельства, опасный рецидив преступления, личность обвиняемого, частичное возмещение материального ущерба, а также «мнение потерпевшего, настаивавшего на строгой мере наказания».
Обжалуя приговор, осужденный указывал на «обвинительный уклон», применение полицией недозволенных методов и суровость наказания, превышающего даже запрошенное прокурором. «Наказание Шарипову Р.А. назначено в соответствии с требованиями закона. Суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи», – заключила апелляционная коллегия. Кассационная коллегия также подтвердила, что суд первой инстанции учел как все смягчающие вину обстоятельства, так и единственное отягчающее – опасный рецидив: «Назначение более сурового наказания, чем просил государственный обвинитель, не свидетельствует о несправедливости приговора, поскольку указанная позиция не является обязательной для суда».
В свою очередь, Верховный суд России признал недопустимым учитывать «мнение потерпевшего, настаивавшего на строгой мере наказания». «Указанное обстоятельство не предусмотрено нормами Уголовного кодекса РФ. При этом перечень отягчающих наказание обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит», – отмечается в определении высшей инстанции. С учетом выявленного нарушения срок лишения свободы был сокращен на шесть месяцев.
Опрошенные АПИ адвокаты в целом положительно оценивают позицию Верховного суда России: «Суд при назначении наказания учитывает только требования закона, а не пожелания потерпевшего. Которые нередко могут быть продиктованы нанесенными обидами, причиненным ущербом и так далее», – полагает советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян.
Первый вице-президент Балтийской коллегии адвокатов Александр Мелешко напоминает, что учет позиции потерпевшего в целях смягчения наказания стимулирует подсудимого возместить причиненный вред. «Так реализуется как поощрительное начало уголовного процесса, так и концепция восстановительной юстиции. Однако сама по себе формальная позиция потерпевшего не может учитываться в целях ужесточения наказания. В то же время он может сообщить усугубляющие вину подсудимого фактические сведения, свидетельствующие о наличии отягчающих обстоятельств (например, об активной роли при совершении преступления). Или конкретные данные, характеризующие личность подсудимого», – убежден Александр Мелешко.
По данным портала «Судебная статистика РФ», более 37,5 процента преступлений совершается ранее судимыми. 13,8 процента осужденных признается рецидивистами, 2,2 – опасными рецидивистами.
Доля повторно судимых за грабеж превышает 61 процент.