Рейтинг@Mail.ru
home

23.06.2025

Ответственность покупателей автомобилей за поиск залоговых обязательств ограничили

23.06.2025. АПИ — Проверки официального реестра залогов являются достаточной осмотрительностью добросовестного приобретателя. Такое разъяснение опубликовал Верховный суд России.

Прецедентное решение было принято по иску АО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», еще в 2014 году прокредитовавшего покупку жителем Петропавловска-Камчатского Михаилом Кирюшкиным Nissan Safari. Не вернув кредит, заемщик продал являющийся объектом залога автомобиль Петру Левшову. Позже иномарка перешла в собственность Александра Ермакова, потом – Евгения Вишневскова, и, в конечном счете – Виктории Золотовой.

Иск об обращении взыскания на транспортное средство банк предъявил новому собственнику. Отклоняя его, районный суд установил, что Виктория Золотова не знала и не могла знать об обременении, никаких доказательств ее недобросовестности кредитная организация не представила. В частности, в официальном реестре на сайте Федеральной нотариальной палаты уведомление о залоге автомобиля с соответствующим VIN отсутствует. 

Но кассационная коллегия признала это решение ошибочным. Выяснилось, что до покупки иномарки Виктория Золотова непосредственно к нотариусу не обращалась, а поиск по базе данных залогов по всем реквизитам стал возможен только для уведомлений, зарегистрированных после марта 2019 года. «Золотова В.В. не может быть признана добросовестным приобретателем», – заключил суд, подтверждая требования банка.

В свою очередь, Верховный суд России напомнил, что согласно Гражданскому кодексу РФ, залог прекращается в случае продажи имущества лицу, которое не знало и не должно было знать об обременении. Для предупреждения рисков в 2013 году и появился официальный реестр. Согласно сведениям, размещенным в нем на момент покупки, спорное транспортное средство предметом залога не являлось. «При оценке добросовестности приобретателя заложенного имущества суду следует проверять, имелась ли у него возможность получить сведения о залоге этого имущества при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в данном случае», – заключила высшая инстанция, отменяя принятые в пользу банка решения и подтверждая невозможность изъятия автомобиля у Виктории Золотовой.

Президиум Верховного суда России включил эти выводы в обзор практики, де-факто обязательный для всех служителей Фемиды.

Отметим, что для поиска в реестре залогов всегда достаточно было указать только VIN транспортного средства или иной реквизит (номер шасси или кузова). С 12 марта 2019 года в уведомлении указывается также специальный PIN.