10.12.2025
10.12.2025. АПИ — В списываемую в ходе процедуры банкротства задолженность входят и начисленные на нее проценты. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Еще в 2007 году Тамара Колохматова намеревалась купить у Александра Симонова дом в Минусинске Красноярского края. По предварительному договору продавец получил задаток в 850 тысяч рублей, но в регистрации сделки было отказано. В 2010 году суд признал удерживаемую сумму неосновательным обогащением и принял решение о её взыскании в пользу покупателя.
Более чем за 12 лет должник вернул всего 25 тысяч (около 3 процентов). А в декабре 2023 года 56-летний Александр Симонов подал заявление на внесудебное банкротство. По его итогам вся задолженность была списана (признана безнадежной).
Тогда Тамара Колохматова предъявила новый иск – о взыскании процентов, начисленных на невозвращенную сумму за последние три года (срок исковой давности). Красноярский краевой суд подтвердил право кредитора требовать такие проценты за период, предшествующий объявлению должника банкротом. А поскольку они не были включены в заявленный Александром Симоновым список (реестр требований), то не считаются списанными. В пользу истицы взыскали 167,4 тысяч рублей. Кассационная коллегия поддержала это решение.
В свою очередь Верховный суд России констатировал, что согласно федеральному закону со дня начала процедуры банкротства прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, иных финансовых санкций и процентов по всем обязательствам гражданина. Такие требования считаются дополнительными и имеют тот же правовой режим, что и основные (так называемое тело долга). «В силу признания суммы основного долга безнадежной задолженностью, ее судьбе следует дополнительное требование. Поскольку иск о взыскании процентов подан после возбуждения процедуры внесудебного банкротства, они не подлежат взысканию с должника», – заключила высшая инстанция, отменяя принятые в пользу Тамары Колохматовой решения.
Служители Фемиды также напомнили, что у кредитора было право предъявить дополнительные требования в рамках процедуры банкротства, обратившись с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако в реальности в этом случае спорные проценты также были бы включены в реестр требований и почти гарантировано аннулированы. Тогда как за подачу заявления и так по сути обманутому частному кредитору пришлось бы заплатить госпошлину в размере 10 тысяч рублей, компании – 100 тысяч.
Напомним, что десятилетняя практика банкротства частных лиц привела к возможности недобросовестным заемщикам без реальных последствий списывать долги каждый пять лет. Доля удовлетворенных требований кредиторов не превышает 5,5 процентов, а кредиторы 72 процентов должников не получают ни копейки (АПИ подробно писало об этом – Долг банкротством красен).