16.02.2026
16.02.2026. АПИ — Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности материалы и документы могут использоваться в арбитражном процессе. Такое решение принял Конституционный суд России.
В незаконном заборе более 46 млн тонн воды из реки Кондома в Кемеровской области уличили ПАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Предприятие в установленном порядке отчитывалось об объеме водопотребления, но проведенное ФСБ оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ) – исследование предметов и документов, выявило факт калибровки измерительных приборов и перенастройки программного обеспечения. На основании этих материалов Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса доначислило предприятию 128,2 млн рублей платы и 118,5 млн рублей штрафа.
В арбитражном суде ГРЭС отрицала нарушение и считала представленные доказательства недопустимыми. Для их проверки ответчик настаивал на вызове в качестве свидетелей сотрудников ФСБ, а также истребовании документов, подтверждающих объективность исследования материалов ОРМ (протоколов копирования файлов и других). Но служители экономической Фемиды отклонили эти ходатайства, признав собранные материалы достаточными: «Представленные доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, в совокупности подтверждают факт умышленного искажения работы измерительных приборов», – заключил суд, удовлетворяя иск природоохранного ведомства. Это решение поддержали апелляционная и кассационная инстанции.
Обращаясь в Конституционный суд России, ПАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» просило признать недопустимым использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в качестве доказательств в арбитражном процессе.
Высшая инстанция подтвердила обязанность уполномоченных органов прекратить ОРМ, если в ходе их проведения установлено совершение не преступления, а иного правонарушения. В то же время целью оперативно-розыскной деятельности является в том числе получение «информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности». «Содержащиеся в документах и материалах сведения о фактах, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности и подлежащие проверке арбитражным судом, могут быть использованы в арбитражном процессе для установления наличия или отсутствия обстоятельств», – заключили служители конституционной Фемиды, отклоняя жалобу предприятия.
Напомним, что многие обстоятельства гражданского спора (в том числе подлог документов, сообщение заведомо ложных сведений и другие) могут быть выявлены только в рамках уголовно-процессуальных процедур. Отказ от их использования зачастую приводит к принятию ошибочного решения и необходимости его пересмотра (АПИ писало об этом – Новое – воспоминания старого).