18.11.2016
Россия согласилась признать новые международные стандарты ответственности авиакомпаний. Жизнь пассажира подорожает в семь раз, а выплаты за задержку рейса увеличатся до 6 тысяч долларов.
18.11.2016. АПИ — Международные перевозки с 1929 года регулируются так называемой Варшавской конвенцией. Но она уже давно морально устарела – в 1999 году большинство стран мира в Монреале подписали новые унифицированные правила. Россия до сих пор оставалась «изгоем», наравне с Гондурасом, Белоруссией, Узбекистаном и еще 28 государствами.
Варшавская конвенция существенно ограничивала ответственность перевозчика. Во-первых, лимитировались выплачиваемые суммы. Так, получивший телесные повреждения пассажир мог рассчитывать максимум на 16,6 тысячи эмитируемых Международным валютным фондом Специальных прав заимствований (SDR). Это примерно 22,6 тысячи долларов или 21,1 тысячи евро. Такую же сумму вправе были требовать близкие погибших в авиакатастрофе. За утерянный багаж перевозчик выплачивал по 20 долларов за килограмм, поврежденную ручную кладь – примерно 450 долларов. Во-вторых, требовать возмещения потерпевшие могли только при наличии вины авиакомпании – перевозчик освобождался от ответственности, если принял все необходимые меры, дабы избежать инцидента и причинения вреда.
Такие нормы нередко лишали родственников погибших пассажиров права даже на мизерную компенсацию. Показательный пример – столкновение Ту-154 «Башкирских авиалиний» с грузовым «Боингом» над Боденским озером в 2002 году. Авиакомпания отказалась добровольно выплачивать возмещение родственникам 60 погибших пассажиров: виновниками катастрофы были признаны швейцарская диспетчерская служба Skyguide и власти Германии, тогда как пилоты пассажирского лайнера действовали по инструкции. Получить компенсацию потерпевшим удалось только по суду, причем в большинстве случаев она не превышала 1,2 млн рублей за «душу».
Кроме того, согласно Варшавской конвенции иск можно подать по месту нахождения ответчика – головного офиса авиакомпании или ее представительства, через которое покупался билет, а также по месту назначения. Такая оговорка существенно затрудняла защиту прав купивших билет через сайт. Да и сам электронный билет Конвенция 89-летней давности не признавала – обязательным условием ее применения было наличие бумажного перевозочного документа.
Совсем иначе регулирует взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров Монреальская конвенция, в которой участвует 130 стран мира. Так, размер возмещения причиненного жизни и здоровью вреда увеличен почти в семь раз – до 113,1 тысячи SDR (154 тысячи долларов). Килограмм утерянного или поврежденного багажа оценивается в 19 SDR (почти 26 долларов), ручная кладь – 1131 SDR (1540 долларов). В 4150 SDR (5,6 тысячи долларов) лимитирована ответственность за ущерб, причиненный в результате задержки вылета.
Причем компенсация за погибшего пассажира в пределах 100 тысяч SDR (136 тысяч долларов) должна выплачиваться независимо от вины авиакомпании. Исключение составляют только случаи доказанной небрежности или умысла со стороны самих пострадавших. Дополнительная «привилегия» для желающих защищать свои права пассажиров или их близких – возможность обратиться в суд по месту своего жительства. Но предъявить претензию за, например, поврежденный багаж, можно будет только в течение семи дней.
В Министерстве транспорта России убеждены, что участие в Монреальской конвенции позволит усилить ответственность перевозчиков перед пассажирами с одновременным повышением качества предоставляемых услуг, стимулирует развитие конкурентной среды, качественное и своевременное выполнение авиакомпаниями обязанностей по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, а также будет способствовать формированию конкурентоспособных тарифов на международных авиалиниях.
Но несмотря на все эти преимущества, Россия в течение почти 17 лет уклонялась от присоединения к Монреальской конвенции. Распоряжение об участии нашей страны в этом актуальном международном соглашении премьер-министр Дмитрий Медведев подписал только 14 ноября. В Госдуму уже внесен соответствующий законопроект о ее ратификации. При этом Россия обязуется применять Монреальскую конвенцию ко всем перевозкам. Исключение составят только военные рейсы и некоммерческие перевозки, выполняемые суверенным государством (например – правительственные рейсы).
В отличие от Варшавской, Монреальская конвенция предусматривает возможность оформления необходимых для осуществления грузовых перевозок документов в электронном виде. Соответствующие поправки планируется внести в российское законодательство. «По оценке специалистов Международной ассоциации воздушного транспорта, применение электронного документооборота привело к суммарной экономии в мировой отрасли грузовых авиаперевозок до 5 млрд долларов ежегодно за счет снижения расходов перевозчика», – отмечают в Министерстве транспорта России.
Вместе с тем новые международные обязательства не гарантируют получение пострадавшими или близкими погибших пассажиров ни цента – все суммы в десятки тысяч валютных единиц за причиненный жизни или здоровью вред являются предельными. Конкретный размер возмещения будет определяться судом, исходя из его субъективной оценки причиненных истцу страданий. Тогда как Воздушный кодекс РФ предусматривает фиксированную выплату за погибшего или ставшего инвалидом I группы в 2 млн рублей. По специальной таблице оцениваются все иные полученные травмы (АПИ подробно писало об этом – Сколько стоит жизнь?). Эти нормы, как и прежде, должны применяться только на внутрироссийских маршрутах.
Кроме того, для пассажиров появятся и дополнительные ограничения. В частности, авиакомпания будет нести ответственность за жизнь и здоровье пассажира только с момента начала посадки на борт и до завершения высадки. Причем эти правила затронут не только международные, но и внутрироссийские рейсы. Тогда как согласно действующему Воздушному кодексу РФ, перевозка начинается с момента прохождения пассажиром предполетного досмотра и заканчивается после покидания им аэродрома.
Эксперты напоминают, что наша страна станет полноправным участником Монреальской конвенции после подписания Президентом России федерального закона о ее ратификации. До этого момента пассажиры из числа российских граждан могут воспользоваться благами Монреальской конвенции, только если они пользуются услугами авиакомпаний ратифицировавших ее государств.
Сергей Ковалевский, заместитель начальника юридического управления Санкт-Петербургского филиала ОАО «СОГАЗ»
Согласно Монреальской конвенции, компенсация за задержку рейса может достигать 380 тысяч рублей, тогда как сейчас российский пассажир вправе рассчитывать лишь на 25 рублей за каждый час. Ответственность за телесные повреждения увеличивается до почти 10 млн рублей. Также будет закреплено официально применяемое на практике положение о рассмотрении споров между авиакомпанией и пассажиром или иным заявителем по месту его жительства.
Для страховщиков ратификация Монреальской конвенции означает более чем четырехкратное увеличение суммы по договору страхования гражданской ответственности перевозчиков, Причем как при причинении вреда жизни и здоровью (9,8 млн рублей вместо нынешних 2 млн), так и при утери или повреждении имущества: около 1600 рублей за килограмм багажа вместо 600 и 98 тысяч рублей за ручную кладь, цена которой не может быть установлена (сейчас – 11 тысяч).
Более того, Монреальская конвенция обязывает перевозчика возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. До сих пор такого предписания не было.